Новости Новости Армении и мира Аналитика Фрагментация армянской идентичности в России - куда ведет данный процесс ?

Фрагментация армянской идентичности в России - куда ведет данный процесс ?

  • PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Армянское государство до сих пор не сформировало свои векторы развития, и свое отношение к основным присутствующим в массовом сознании армян «глобальным стереотипам», «глобальным понятиям», разным составляющим своей истории.

Что и до какой степени принимать в качестве “демократии”, что и до какой степени принимать в качестве европейского или евразийского союза (или какого либо иного союза), какую отвести де-факто роль религии, какие вопросы предопределить современным технологиям, а что сохранить традиционным представлениям о семье, мужественности и женственности. Аналогичная выраженная позиция предполагается и в вопросах своего позиционирования к другим народам региона, цивилизациям и историческим общностям.

Необходимо дать определения этим понятиям, определить их формат и степень применения к Армении, и то какие из них являются противоречивыми, а какие нет, что из них приемлемо для долгосрочного развития страны, а что нет.

Данные определения. выбранное отношение и позиционирование себя, должно подкрепляться государственной деятельностью. В том числе и трансляцией этих образов и символизма в массовое информационное пространство.

Отсутствие адекватной государственной концепции в этих вопросах приводит к тому, что ими занимаются другие силы, а порой и просто околополитические проходимцы.

Давайте рассмотрим конкретные примеры того как в других государствах относятся к вышеуказанным категориям, понятиям и «глобальным задачам».

Например Грузия – тут тебе и демократы (символика), и кавказцы (с соответствующим символизмом) и европейцы (символика евросоюза и древнегреческой мифологии колхида-руно), и модернизм (символика - современных стеклянных строений-игрушек в Тбилиси) и христианство с традиционным обществом (символика строящегося в центре Тбилиси старого города, древность, седобородые попы в рясах, высокие соборы и т.п.), и закладочка на “арийство” (на обратной стороне грузинских монет - крупного размера свастика, а также на нац костюмах). Карта национальных костюмов по всем регионам, сочетающая в себе самые разные его виды от костюма крестьянина-винодела, до костюма вооруженного горца.
И нет никаких клинчей и коротких замыканий. В сознании современного грузина легко укладываются предки в папахах с кинжалами в зубах вытанцовывающие лезгинку, принадлежность к европейской культуре и религия со всеми атрибутами. А у нас почему-то невозможно представить себе одновременно строителей Храма Звартноц и вооруженных армян-всадников в папахах.

Турция - в той или иной форме выражает свое отношение к различным направлениям - геополитическим и мировоззренческим. К Западу отношение как к источнику финансов, технологий, исламский мир Турцией рассматривается - как источник традиционности и зона геополитического влияния, Израиль – как источник вооружения и точка для публичных политических сценариев (играя на симпатиях мусульманского мира), Россия - крупный рынок сбыта, Большой Кавказ - направление возможного геополитического прорыва и историческая зона влияния. В Страны тюркского мира экспортируется идея пантурецкого объединения, и т.д. В турецком символизме турок предстает и европейцем в современном деловом костюме, и горцем в чухе с кинжалом, и кочевым тюркским всадником, и мусульманским проповедником в соответствующей одежде.

В каждом векторе турецкое государство разрабатывает надлежащую символику, надлежащую программу. На Кавказе Турция, не являясь кавказским государством, позиционирует себя таковым и внедряется во все кавказские структуры. Со странами Средней Азии турки работают вместе с азербайджанцами: отмечают праздник тюркских эпосов, участвуют во всяких сабантуях и т.д., максимально идентифицируя себя с местными жителями, сближаясь с ними. В европейских проектах Турция действует как представитель Европы в исламском мире. С мусульманами создает большой исламский центр, своего рода исламский Фэйсбук, штаб-квартиру которого предполагается разместить в Турции. Это пример того, как государство работает на всех направлениях. Если турки проводят на Северном Кавказе форумы и конференции именно под эгидой своего МНБ, то армяне делают это на усмотрение руководителей общин -совершенно произвольным образом -в зависимости от предпочтений тех или иных активных членов или чьих то "советов".

Пытается успеть за Турцией и Азербайджан. Несмотря на то, что по своей сути Азербайджан является страной, которая угнетает коренные народы Южного Кавказа – лезгин, аварцев, удин, уничтожая их наследие, доводя до музейного уровня, азербайджанцы, будучи потомками тюрок-огузов, позиционируют себя как народ Кавказа, переписывают историю, пропагандируя пришлость армян на Кавказе, всеми средствами корректируют символику и утверждают присутствие азербайджанцев на Кавказе, будь то история Дербента, или взаимоотношения с другими тюркскими народами Кавказа (кумыками, карачаевцами, балкарцами), будь то танцы (с того момента, как Азербайджан был создан на Южном Кавказе, репертуар азербайджанских танцевальных ансамблей резко изменился, в него был включен в т.ч. армянский танец «Берд», появились и другие элементы кавказских танцев). Второе направление – тюркское: Азербайджан работает со странами тюркского мира (тюркские герои, тюркские тотемы и т.д.). Аналогичная работа идет в других направлениях – российском, европейском и др.

Иран. Иран, имея непрерывный опыт государственности строит государственную идею, в которой более ранняя религия зороастризм не сталкивается с исламской, модернизм в экономике и технологиях не противопоставляется традиционализму, арийская и обще-мусульманская идея не сходятся в клинче, осмысленная государственная политика Ирана объединяет многонациональное государство, в котором доля разных государство-образующих этносов составляет почти половину населения страны.

Надеюсь, что основная масса читателей понимает , что в сравнении с вышеуказанными государствами, Армения выглядит приблизительно как человек абсолютно не знакомый с саперным делом, но попавший на минное поле. Шаг вправо шаг влево и плоть, разрываемая на куски, разлетается по разного рода противопоставляющихся друг другу -арийским, кавказским, евразийским, европейским и прочим конфессиональным проектам.

В советское время в обществе существовали положительные стереотипы о Кавказе - как о регионе с древней культурой и историей. В кино, в прессе, в обществе был положительный образ мужчины-кавказца, включающий в себя христианина-горца, горцев-мусульман, культуру и богатое историческое наследие древних государств и феодальных княжеств. Кавказ был известен большинству граждан страны своими здравницами и местами туризма.

Так, еще двадцать лет назад, среднестатистический армянин, смотрел фильм о Мхитаре Спарапете, читал книги Раффи, изучал в школе зейтунское восстание армян в Западной Армении и гнет османов, видел в учебнике карту Армянского нагорья, болел за футбольный клуб «Арарат», взявший Чемпионат и кубок СССР в 73-м году, лицезрел гору Арарат на гербе республики, уважал армянские церкви и монастыри, и в тоже время совершенно спокойно воспринимал слово «Кавказ», и сам факт того, что армяне - автохтоны и один из народов Кавказа.

Однако Времена изменились после распада СССР, после отделения Армении и Грузии, за последние два десятилетия в российском обществе изменились носители стереотипов о Кавказе и сам образ Кавказа в глазах российского обывателя и некоторой части армянской общины, живущей в этом обществе.

В массовом сознании российских граждан, вместо прежних основных носителей стереотипов о Кавказе - армян и грузин, стали заменившие их мусульманские народы Северного Кавказа, занимающие в сознании обывателя устойчивую антироссийскую нишу, и противопоставляющие себя более кавказофобски настроенным слоям "титульного населения".

Вместе с СССР рухнула и советская система межнациональных отношений. И сегодня, в современной России, тема межэтнических конфликтов в обществе и взаимной неприязни занимает огромное место (заметное и изнутри страны, но особенно ярко выпирающая со стороны). Межнациональное напряжение, перетекает в инциденты на улице, в институты, в разговоры коллег на работе, в фильмы и сюжеты на главных каналах страны, в прессу, в социальные сети.

Современными российскими стереотипами о Кавказе стали: «племенные кланы», теракты, разборки, радикальный ислам, пальба в метро, лезгинка, русофобия.

Изменение стереотипов и ненависть к кавказцам в России породила среди некоторой части армян людей стремящихся покинуть группу ненависти и риска. В ход идут любые аргументы, обслуживающие Личные Желания группы людей любыми путями покинуть нишу одного из коренных народов Кавказа. Кто-то манипулирует языковыми группами осознанно умалчивая о многоязычии кавказского региона, кто-то подменяет понятийный метаязык сводя Кавказ к географическому каркасу горного хребта, а кто-то и вовсе прямо и открыто восклицает "их не любят, они радикальны, нам с ними не по пути". А есть и такие, которые, впитав ограниченный и локализованный стереотип о Кавказе, преисполняются чувством собственного символического величия (видимо давно забыв обычные горные селения Армении) и противопоставляют «себя-цивилизатора» другим народам Кавказа “этим дикарям” - как зачастую называют российские обыватели все без исключения народы Кавказа - в том числе конечно "армян-хачей" (не смотря на все их слезные уговоры "не хулить хач-крест")

Нужно отметить следующие пропагандистские приемы:

Не будем их опровергать - адекватный читатель сам поймет цену этих передергиваний и манипуляций.

Политическое противопоставление: Кавказ - значит Русофобия "Кто союзник Армении - Россия которая защищала и спасла нас от Турции, или чеченцы которые воевали против нас в Карабахе. Очнитесь - Армения не Кавказ!"

Цивилизационное противопоставление: "У нас золотые доспехи царей, нас завоевывали римляне, у нас есть Гарни и древний театр. Мы не дикие кавказские племена. Армения - не Кавказ!"

Противопоставление национальной принадлежности - региону: "Мы не Кавказ, мы - армяне! просто армяне! просто армяне-арийцы, армяне-христиане. армяне-европейцы - главное не кавказцы!".

Противопоставление Армянского нагорья - региону: "Армения не Кавказ! Армения - это Армянское Нагорье! Эта горная система не пересекается ни с каким регионом: ни географически или культурно, ни исторически. Это Просто Армянское нагорье! Хотя, мы конечно же часть Европы!"

Противопоставление по языку: "Мы арийцы-индоевропейцы, а Кавказ – это северокавказская языковая семья", "Армянин – видишь индоевропейский язык в списке? Нет! Народы Кавказа исключительно не арийцы, не предавайте нашу арийскую цивилизацию! Армения не Кавказ!! "

Эмоциональное: "нас принимают за этих дикарей, некоторые мои русские коллеги даже не знают что мы христиане!" (особенно актуализируется после нападений скинхедов и других подобных акций)

Религиозное противопоставление: “Кавказ - исключительно это склоны горного хребта на котором живут мусульмане. Некоторые из них даже воевали в Карабахе! Они ненавидят Армению, Армения - не Кавказ!!”

После того как выстрелили эти люди, кричащие "мы не они, не надо нас бить и ненавидеть" – началась мощная долбежка на тему "мы не Кавказ" и тут проявились все моменты из корня проблемы: ограниченность национального символизма, не сформированные государством векторы развития и вакуум в глобальных стереотипах, понятиях и сценариях.

Вслед за инициаторами громкой пропагандисткой антикавказской компании, подтянулись и в принципе обычные люди, которые в силу вышеописанных причин не воспринимают одновременно «горца в чохе» и «строителя Звартноца в золотых доспехах и величественном шлеме». Подтянулись потому , что армянское государство оказалось не готово к таким вызовам. И пока не фиксирует четко все линии водораздела. То , что именно у нас привилась данная проблема ,еще раз доказывает, что вирус паразитирует в организме с ослабленным национальным и государственным иммунитетом.

В результате этого новоявленного движения “очнувшихся мы-не-кавказцев” возникает двойственность ситуации: в Российской и Мировой геополитике Кавказ рассматривается как исторически, экономически и культурно связный регион в целом, включая Армению и армян. Поэтому, даже если все армяне запишутся в "не-кавказцы-арии", все равно армянский фактор будет присутствовать в кавказском профиле. Вопрос в том, в каком статусе: полноценном как одного из основных и коренных народов Кавказа - или маргинальном? (в маргинальном - пропагандируемые стереотипы: "армяне пришлые на Кавказе", "армяне - инструмент влияния других империй против подлинных обитателей Кавказа" и т.п.)

Кавказское поле крайне политизировано и на нем играют разные силы,в том числе и пророссийские и протурецкие и т.д. Новомодные воззвания к себе и окружающим "очнитесь мы не кавказцы, а арийцы", "армянин - это не кавказец-русофоб, а арийец- родственник цивилизаторов" - сильно маргинализирует армянские позиции в кавказо-российском дискурсе: как среди других народов Кавказе (что очевидно), так и среди думающих сторонних наблюдателей (что тоже очевидно, но не каждому “активному некавказцу” понятно

При этом попытка что-то выиграть на "свято-русско-арийском" поле или поле какого-либо иного “братства” не приносит и не принесет Армении желаемых практических плюсов, поскольку участники этого поля рассматривают армян как ресурс. Начиная от тех, кто сам это активное “некавказство” раскручивал среди разных армянских групп, и, заканчивая простыми русскими националистами, которые боятся и уважают реального полноценного человека (в том числе и так нелюбимого ими “кавказца”), и свысока, как приемная комиссия, смотрят на ущербного “арийца-хачА”, показывающего и доказывающего русским националистам свое арийство всякими справками из гитлеровских рейхсканцелярий, облаченного в шлем из папье-маше, с греческой туникой, доспехами из фольги, обтягивающими лосинами, модными где-нибудь в Атлантиде до эпохи исторического материализма.


В результате наблюдаем клубок проблем, состоящий из:

- личных фобий отдельных граждан армянского происхождения

- интересов различных околополитических проходимцев

- патриотов виртуальной Армении-мечты, отчаянно сражающихся за ее некий вирутальный облик с двухметровыми голубоглазыми мушцами, огромными дворцами и золотом. Этих людей, с надеждой пересчитывающих голоса европейских парламентариев в законе “про геноцид” или живущих многозначительными намеками некоторых отставных военных. Всем чем угодно - только не реальной Арменией со всеми ее действительными недостатками, несовершенствами и трудностями

- людей, не имеющих достаточно информации о происходящем, но уже вовлеченных в искусственно созданный конфликт, большинство из которых все же понимает что происходят вредные процессы.

Кратко описывая основные психотипы людей вовлеченных в подобные процессы можно выделить следующие:

1-Люди ошпаренные националистическим движением в РФ и вообще в СНГ, желающие дистанцироваться от того имиджа, что создан Кавказу и самими кавказцами в сложных процессах 90-х на территории всего Кавказа , и Южного и Северного, как точки , где сходится масса геополитических интересов сверхдержав , и региональных, и вне региональных. К тому же, созданная кавказской молодежью субкультура( не путать с культурой), как защитный фактор ,часто имеет немало негативных проявлений. И данное обстоятельство дополнительно побуждает желание отделить себя от региона, вместо формирования и возрождения армянского видения культуры Кавказа, вместо наличия собственного проекта.
2-Ассимилированные по образу мысли и жизни. Простой сельский парень с Кавказа, который религиозен, крепок физически и духовно, связан семейными и прочими узами со своим родом, этносом , совершенно различен с ними в мировоззрении и в ментальности. Будь он даже настоящим , а не рафинированным христианином (как многие из армян в данном случае РФ, часто только номинально являющихся армянами), и тогда бы подобные индивиды не вписались в кавказскую, традиционную схему.

3-Люди осознанно работающие на фрагментацию армянского поля, геополитически, культурно и т.д. отрезающие нас от региона, в котором находится значительная часть исторической Армении и где с давних пор проживают большие армянские общины . Стоит отметить ,что именно в этом секторе , инициаторы создания нам имиджа чужеродного и враждебного элемента, инструмента империй против Кавказа и местных народов, ведут работу по разрушению так называемого метаязыка- это и рисование новых карт, в которых регион Кавказ это полоска в горах, и искусственное противопоставление рельефа региону и др. Проектанты таких схем прекрасно понимают, что армяне еще во времена царизма и ранее, играли на Кавказе роль звена, но осознанно пытаются использовать армян в роли буфера между сторонами, что , мягко говоря , не может не настораживать.

4-Вариации всех 3-х пунктов в среде носителей подобной информации.

Реальная изоляции взамен виртуальных плюсов

В результате ассимиляционных процессов, в результате ослабления этнического самосознания общины мы имеем ситуацию, в которой армяне уже не способны ,как ранее, ответить на эти информационные и идеологические вызовы и просто мечутся между различными стержнями своей же национальной матрицы.

Новоиспеченные раскольники расплодившиеся в последние 5-7 лет, а ярко в последние 3 года, получая виртуальные бонусы ,в угоду личным предпочтениям, стереотипам и комплексам, на деле искусственно вгоняют Армению и армянский народ в информационную ловушку, оформляя изоляционизм в информационном поле соседних народов, в котором растет будущая элита этих народов, в поле, в котором так активно играют силы( осознавая огромную важность региона связующего Запад и Восток ) далеко .не симпатизирующие Армении и армянам..

Что делать?

Армении, на уровне государства, необходимо должно выработать свое отношение к присутствующим в массовом сознании понятиям, и историческим процессам. Дать им определение отражающее свое отношение к ним.

И на основе этого создать свою “Точку Сборки”, которая будет выражена во многих сферах - в том числе в культуре, этническом имидже и региональной идентификации. Перечислю некоторые сферы:

1. Танцы - многообразие различных танцев - по регионам, типам (боевые, танцы крестьян, коллективные, одиночные, мистические, свадебные).

2. Национальный костюм - проявляющийся в разных вариациях характерных для разных регионов. разных эпох, разных слоев общества: крестьянин, купец, горец, чоха, оружие есть, оружия нет и т.д.

3. Политическое отношение к истории и роли других народов, империй, цивилизаций (к роли европейцев, Рима, Византии, греков, монголов, роли русских, иранцев, арабов, народов Северного Кавказа и т.д. по поводу создаваемых мифов об отношениях с той или иной цивилизацией)

4. Отношение к различным “субидентификациям” армян, отходящим от своего “канонического центра” существовавшего многие века (центру, согласно которому армянин = кровь+прихожанин ААЦ). Отношение осмысленное - учитывающее многие факторы - место и среду проживания и тд например арийствовать внутри Армении можно - внутри “арийствующей России нельзя” или наоборот - можно арийстовать только в определенном “коридоре” (на тех или иных поэзиях и том или ином историческом фундаменте), к субидентификции относятся: разного рода армяне-католики, армяне-православные, армяне-язычники-арийцы, т.д.). Нужен анализ влияния той или иной группы на армян, живущих в той или иной среде. По результатам анализа нужно определить отношение и работу государства по этому направлению: что надо потушить, где надо поддержать, что скорректировать и как расставить нужные акценты.

5. Отношение к мировым “трендам-понятиям” - отношение к традиционализму, консерватизму, модернизму, религии, демократии, “европейским ценностям”. К тому как, для чего, и в каких дозах мы решим их принимать или не принимать. Как мы решим: “Европа = легализации проституции /сексуальной свободы (гомосексуализм и пр.) или идеи христианства и гуманизма? Или и то и другое ?

Реально даже взрослому человеку сложно ответить на все эти вопросы и сделать верный вывод, правильный выбор. Долбежка по «некавказскости» армян яркий пример того как можно манипулировать общественным мнением используя элементарные подмены понятий и метаязыка добиваясь коренных изменений в сознании этнической группы в соответствующей среде.

При реализации перечисленных выше пунктов, помимо прочего, потребуется:

1. Направленная , осмысленная политика государства с учетом среды работы и целевой аудитории. Если речь о Спюрке - то нужно отдавать себе отчет о региональных особенностях, например, ломиться к Армяно-Российскому содружеству и кричать “мы не христиане” – вряд ли нужно, также как и не нужно ломиться на Северный Кавказ и орать “мы не Кавказ”, живя на исконных землях адыгов.

2. Выработка соответствующего символизма и “креатива”, который продвинет эту работу в массы в виде образов и стереотипов. В виде различных сценариев поведения и отношение к тому или иному явлению. Художественные фильмы, документалистика, мультипликация. Нужно вооружиться всеми современными средствами ведения войн креатива!

3.Реализовывать это должны достойные профессионалы, а не ведомые или реализующие свои комплексы индивиды , для которых Армения это Страна Вечной Грусти, боящиеся собственной тени.

Результатом этой государственной деятельности будет так называемая “Точка сборки”, в которой найдет свое отражение и выражение многовековая многогранная история и культура Армении.

А работа специалистов, приведет к тому, что общество армян не будет искусственно отталкивать от себя ту или иную составляющую своей истории и культуры, а напротив, будет притягивать и развивать те сегменты, которые ближе лично им или их местной общине (если речь о Спюрке), при этом оставаясь армянами и не отталкивая другие составляющие армянской культуры.

Примечание: отдельно отметим, что не только в России, но и в среде армянских общин других разных стран имели и  имеют место подобные проявляения - попытки измения своей имиджевй ниши, региональной или культурной идентификации под воздействием среды. (Например, в США в 20-е годы среди армянских общин актуальным было: "мы caucasian (белые люди), а не азиаты").

Источник

Комментарии:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МЫ в социальных сетях!

Подпишись сейчас!

Подписавшись, вы регулярно будете получать свежие обновления по e-mail